Начало

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ 
И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «АБРАМЦЕВО»

В истории русской культуры Абрамцево занимает особое место. На протяжении XIX века оно дважды было одним из центров культурной жизни России. В 1843 году небольшая подмосковная усадьба Абрамцево, принадлежавшая помещикам средней руки и неоднократно переходившая от одного владельца к другому, была приобретена Сергеем Тимофеевичем Аксаковым (1791—1859). Он приехал на постоянное жительство в Москву с женой и детьми из Оренбургской губернии в 1826 году и вскоре получил место цензора в Московском цензурном комитете. Однако Аксаков не смог долго работать цензором, так как эта должность быстро опротивела ему. Через несколько лет Аксаков поступил на службу в Межевой институт и вскоре был назначен его директором. Одним из серьезных увлечений был театр. Живя в Петербурге и Москве, Аксаков имел широкий круг знакомств в театральном мире. Переехав на жительство в Москву, он сблизился со знаменитыми московскими актерами Мочаловым и Щепкиным, с официальными руководителями московских театров и начал печататься в журналах как театральный критик. Тонкий вкус и глубокая принципиальность позволили Аксакову стать непререкаемым авторитетом в театральном мире. Полностью раскрылся талант писателя в тот период, когда Аксаков поселился в 1843 году в Абрамцеве.

Сергей Тимофеевич горячо полюбил «этот прекрасный уголок», уютный старинный деревянный дом с мезонином, окружающий его парк с вековыми деревьями, живописную речушку Ворю, прихотливо бегущую в низине у дома, многочисленные пруды, богатые рыбой, и обширные грибные леса. Он называл Абрамцево «раем земным», «премилой деревенькой». Здесь он нашел душевный покой и природу, которая была созвучна его художественному дарованию. Именно в эти годы в Абрамцеве, несмотря на то, что Аксакову шел уже шестой десяток, проснулся в нем замечательный художник слова. Значительную роль в этом сы­грала дружба Аксакова с Н. В. Гоголем и И. С. Тургеневым.

В Абрамцеве Аксаков написал свои лучшие произведения. В его первых книгах «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» дается тонкое и поэтическое описание природы здешних мест, богатого и разнообразного мира птиц и животных. Публикация этих книг вызвала широкое признание автора как первоклассного писателя и восторженные отзывы. Тургенев в своей первой рецензии на «Записки ружейного охотника» писал: «Эту книгу нельзя читать без какого-то отрадного, ясного и полного ощущения, подобного тем ощущениям, которые возбуждает в нас сама природа, а выше этой похвалы мы никакой не знаем». Высоко оценили первые произведения Аксакова Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, А. М. Горький. В романе «Жизнь Клима Сангина» А. М. Горький устами одного из героев, Кутузова, говорит Самгину: «Вы прочитайте Аксакова «Об уженье рыбы» — заразитесь! Удивительная книга, так, знаете, написана — Брем позавидовал бы».

Сергей Тимофеевич и все члены его семьи были тонкими ценителями художественной литературы, живо интересовались новыми явлениями литературной и общественной жизни России середины XIX века, восторженно приветствовали все новое и талантливое, что появлялось в отечественной литературе. Аксаковы славились добросердечием и гостеприимством, и неудивительно, что Абрамцево стало притягивать к себе литераторов, артистов, историков, философов и их многочисленных друзей. До глубокой ночи не затихали порой в гостиной хозяина Абрамцева разговоры и споры о литературе и искусстве, о судьбе России и ее будущем.

Среди гостей Абрамцева бывал и Н. В. Гоголь, с которым Аксакова связывали тесные дружеские узы. Аксаков высоко ценил талант Гоголя. Здесь, в абрамцевском доме, в один из августовских вечеров 1849 года Гоголь читал первую главу второго тома «Мертвых душ». Николай Васильевич считался с мнением Аксакова, требовал от него замечаний, вычеркивал те места, при чтении которых Сергей Тимофеевич хмурился. Аксаковы были одними из самых преданных, стойких и восторженных друзей Гоголя. Трагедия Гоголя явилась сильным потрясением для Аксаковых.

В декабре 1849 года Аксаков познакомился с И. С. Тургеневым. Присущая обоим писателям страстная любовь к русской природе и охоте сблизила их. Тургенев стал частым гостем в Абрамцеве. Он восхищался тонкостью наблюдений Аксакова, богатством его языка. Для Тургенева, в то время молодого литератора, Аксаков был строгим критиком, к замечаниям которого тот внимательно прислушивался. Аксаков же ценил в Тургеневе тонкого, лиричного писателя, который поднял свой голос в защиту крепостного крестьянства. Тургенев любил семью Аксаковых, и, возможно, обаяние дочерей Сергея Тимофеевича навеяло Тургеневу образ Лизы в «Дворянском гнезде».

Давний друг Аксакова — знаменитый артист М. С. Щепкин тоже часто бывал в Абрамцеве. Приезжали сюда В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. А. Бакунин, С. Т. Гра­новский, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцов и многие другие представители прогрессивной русской интеллигенции. Здесь можно было свободно обсуждать литературные, философские и общественные проблемы. Характерными чертами Аксакова и его семьи были глубокая любовь к России и русской культуре, твердая вера в силы русского народа и в его великое будущее.

В 1859 году Сергей Тимофеевич Аксаков скончался, и жизнь в Абрамцеве на некоторое время затихла. В 1866 го­ду Абрамцево как бы снова ненадолго ожило: в этом году в нем поселился Иван Сергеевич Аксаков, сын писателя, со своей женой Анной Федоровной Тютчевой, дочерью поэта Ф. И. Тютчева. Аксаковы принимали в Абрамцеве литераторов, но внимание к нему угасало, кончилась там и яркая, напряженная жизнь.

В 1870 году опустевший абрамцевский дом приобрел Савва Иванович Мамонтов — крупный промышленник (1841—1918). Он был яркой и противоречивой личностью. Человек необыкновенно живой и остроумный, наделенный музыкальными и художественными способностями, незаурядным вкусом, умеющий находить талантливых людей, Мамонтов привлекал в Абрамцево музыкантов, артистов, художников. Меткую характеристику С. И. Мамонтову дал А. М. Горький: «Мамонтов хорошо чувствовал талантливых людей, всю жизнь прожил среди них, многих таких, как Федор Шаляпин, Врубель, Виктор Васнецов,— и не только этих — поставил на ноги, да и сам был исключительно, завидно даровит».

Душевная мягкость, теплота, любовь к искусству в сочетании с практичным, рациональным умом отличали и хозяйку дома Елизавету Григорьевну Мамонтову.

Приезд Мамонтовых в Абрамцево ознаменовал начало новой, яркой и увлекательной жизни. С этой поры наступает новый расцвет Абрамцева. Оно вновь становится крупным центром — на этот раз художественным и театральным,— снова привлекает к себе целую плеяду выдающихся деятелей русской культуры. Особенно близкие отношения связывали С. И. Мамонтова с передовыми художниками его времени. Вокруг Мамонтовых создается своеобразное творческое содружество — Абрамцевский художественный кружок, в который входят известные русские художники: И. Е. Репин, В. Д. Поленов, братья В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, В. И. Суриков и другие. Для многих из них Абрамцево стало творческой мастерской. Все располагало здесь к творчеству — теплая дружественная атмосфера мамонтовского дома и природа Абрамцева с ее мягкой, неяркой красотой.

Абрамцевский художественный кружок сыграл большую роль в истории русской живописи и театра. В Абрамцеве И. Е. Репин написал «Проводы новобранца», работал над этюдами к картине «Крестный ход в Курской губернии». Рядом, в селе Хотькове, он встретил горбуна, ставшего одним из персонажей его картины. На веселых мамонтовских вечерах зародилась у Репина идея «Запорожцев», и он начал работу над своим замечательным полотном «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В окрестностях Абрамцева родилась «Аленушка» В. М. Васнецова и был им написан ряд работ на сказочные сюжеты. В Абрамцеве же работал Васнецов над одним из основных своих полотен — «Богатыри».

Пейзажи Абрамцева и его окрестностей запечатлены в целом ряде крупных произведений русского изобразительного искусства. Особенно близка была лиричная прелесть абрамцевской природы В. Д. Поленову. Его пейзажи «Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве» отличаются тонкостью живописного исполнения, лиризмом и точностью передачи состояния природы. Долина реки Бори, с ее холмистым, покрытым лесом левым берегом, запечатлена М. В. Нестеровым в его широко известном полотне «Видение отроку Варфоломею». Этот пейзаж Нестерова до сего времени остается одним из лучших в русской живописи, как по мастерству, так и по чувству проникновения в существо русской природы, духовный мир человека. Вторым домом стало Абрамцево для В. А. Серова, бывавшего в имении Мамонтова с четырнадцатилетнего возраста и рано приобщившегося к интересам его художественного кружка. Здесь создает он свой шедевр «Девочка с персиками».

Большой интерес участники Абрамцевского художественного кружка проявляли к русской старине, ее мифам и преданиям, к народному прикладному искусству, древнерусской архитектуре. Они увлекались собиранием предметов крестьянского быта: тканей, вышивок, резного дерева.

В 1884 году в Абрамцеве была открыта столярная мастерская, которой руководили Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника В. Д. Поленова. В ней работало немало народных мастеров, и их изделия быстро завоевали успех. Здесь производились стилизованная мебель, бытовые предметы, украшенные декоративной резьбой, «Цель наша,— писала Поленова,— подхватить... народное творчество и дать народу возможность развить его». В мастерской обучались крестьянские дети. Потом, став мастерами, они организовали свои мастерские в окрестных деревнях.

По инициативе С. И. Мамонтова была создана и гончарная мастерская, где пытались найти секрет рецептов изготовления древнерусских изразцов. Гончарным делом с огромным увлечением занимался М. А. Врубель, им были созданы великолепные произведения искусства майолики и изразца, украсившие Абрамцево. Это вазы, блюда, майоликовые фигурки, камины.

Мамонтов был творческой натурой, он искренне любил искусство. Много было сделано им и в области театра. Увлечение театром началось с домашних спектаклей, в которых актерами, оформителями и постановщиками были сами художники. Затем на основе богатого театрального опыта, приобретенного на домашней сцене, Мамонтов создал Русскую частную оперу. Он объявил беспощадную борьбу затхлости и рутине казенных императорских театров, показал совершенно новые приемы режиссуры, привлек в качестве декораторов талантливых художников, «дал могучий толчок в культуре русского оперного дела», как сказал о нем К. С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве». Частная опера способствовала развитию му­зыки Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, таланта Шаляпина. Так Абрамцеву суждено было вдохновлять и быть источником творческих сил многих русских талантов.

Судьба усадьбы после революции 1917 года типична для многих других усадеб и музеев. 1 октября 1918 года был подписан «Декрет о переходе имений, сельскохозяйственных предприятий и участков земли, имеющих в культурно-просветительном и промышленном отношении общегосударственное значение, в ведение Народного комиссариата земледелия».

В 1918-1926 в усадьбе сохранялся музей, первым директором которого была Александра Мамонтова – дочь С.И.Мамонтова. В 1926 году музей ликвидировали и на его месте создали дом отдыха учителей.

В 1926 году поселился на высоком берегу Вори крупный советский живописец и искусствовед И. Э. Грабарь и, как говорится, «положил глаз» на учительский дом отдыха и в итоге добился передачи его союзу художников. С 1933 года Московский союз художников начал здесь строительство дачного поселка. Так создался новый творческий коллектив Ново-Абрамцево, связанный с именами Б. В. Иогансона, В. И. Мухиной, И. И. Машкова, Д. А. Шмаринова, С. А. Чуйкова и других. В начале 1930-х годов на территории абрамцевского музея был создан дом отдыха работников искусств. Здесь стали собираться художники, музыканты, актеры. Художники понимали значение усадьбы для истории культуры России, но встречали непонимание официальных властей. Тогда был придуман изящный ход: художники аккуратно выплачивали арендную плату якобы за дом отдыха, живя при этом во вновь построенных дачных домиках, втихаря восстанавливая музей в усадьбе, что в итоге позволило сохранить усадьбу именно как музей. Во время войны здесь располагался госпиталь. После войны началось восстановление музея.

 

Назад
Вперед
Конец
Галерея
На главную страницу школы №96


Please send e-mail to School 96 to provide feedback about this page. 


This page last updated on 03.11.01 19:23:07.

Hosted by uCoz